https://i0.wp.com/altereos.ru/wp-content/uploads/2017/04/2993578_original.jpg

год 1963
страна Франция, Италия, Турция
режиссер Ален Роб-Грийе
сценарий Ален Роб-Грийе
оператор Морис Бэрри
композитор Жорж Дельрю, Мишель Фано, Tahsin Kavalcioglu
художник Konnell Melissos
монтаж Боб Вэйд
жанр драма, ...
премьера (мир) 27 марта 1963, ...
время 101 мин.

В ролях:

Франсуаз Брион | Жак Дониоль-Валькроз


О чем:

Вы — в Стамбуле, вы — иностранец, вы заблудились. Неизменная последовательность кадров, разворачивающаяся с каждым новым возвращением к ним, стирает разницу между событием и воспоминанием. Теряется ощущение реальности, странной и беспокойной — начинается раздвоение. Герой уже не уверен, что происходящее ему не снится. Зовут ли девушку Лали, мечеть это или музей мореходства, не померещился ли ему тюльпан на турецком ковре. Есть ли у него служанка? Когда надо — ее нет. Кто этот рыбак на ступеньках, ведущих к морю? Здесь нет рыбака. Где адрес, написанный девушкой на брошенном в траву листке? Какой адрес?...

«Долгое время для будущего кинопроекта я подумывал об истории любви мужчины и умершей женщины...Интересно, что эта история больше не повинуется реалистическим критериям. Становится возможным выстроить умственный образ времени и пространства — быть может, во сне или памяти, в любых проявлениях жизни чувств, — не беспокоясь об абсолютных хронологических связях с происшествиями и причинами». (Ален Роб-Грийе)

Из интервью режиссера о фильме:

«Вопрос: Вы очень часто говорите об «абстрактном времени» и в связи с этим о «виртуальном времени». Вам не кажется, что в каких-то точках кинозрелища эти две субстанции совпадают?

Роб-Грийе: У времени в кино есть два больших отличия от времени романа. В романе существует множество грамматических времен, которые обусловливают его сложную временн7923;ю структуру. А в фильме всякое изображение дается в настоящем времени. И поэтому исследователи часто различают два времени в кино: экранное время (время, которое длится фильм) и сюжетное время (время той истории, которая повествуется в фильме). Приведу пример …Вы, наверное, знаете, что я начинал делать «Бессмертную» до «Мариенбада», но в Турции произошла революция и я не смог ее доснять. Я вернулся во Францию, написал сценарий «В прошлом году в Мариенбаде», который снял Рене, и лишь потом получил возможность закончить «Бессмертную». Само название — «В прошлом году в Мариенбаде» — указывает на то, что в фильме есть сцены, происходящие в прошлом, и сцены, происходящие в настоящем. В «Бессмертной, наоборот, временные отношения, скорее, успокаивающие и прочные, классические. Но в «Бессмертной» есть эксперименты с пространством, которые мне кажутся интересными.

В кино есть великое правило — правило пространственно-временн243;го континуума, оно незыблемо. Если актер покидает кадр в движении, то он должен и обратно в кадр попасть с движения. Представьте себе, что актер должен войти и сесть, он открывает дверь, делает шаг... Когда у него нога поднята в воздух — обрыв кадра. Потом большой кусок пространства и времени вынут. И вот он, наконец, ставит ногу и садится. Достаточно смены угла съемки — и всё понятно, и в сознании зрителя остается впечатление непрерывного действия, хотя движение для него длилось пять или шесть секунд вместо двадцати пяти. Но нашу скриптгёрл (сотрудницу съемочной группы, ведущую журнал съемок и описывающую каждый отснятый план – прим.) совершенно приводила в бешенство одна вещь: то, что главный герой «Бессмертной» (его играет Жак Дониоль-Валькроз, известный французский кинокритик, а впоследствии и режиссер, один из основателей журнала «Кайе дю синема» - прим.) часто куда-то шел, входил, потом обрыв кадра — и в следующем кадре он уже сидел совершенно неподвижно. Для нее это было абсолютно невозможно.

Скриптгёрл спрашивала: «Зачем это вам?» «Не знаю, — говорил я. — Знаю лишь, что хочу этого». Она говорила: «Но это совершенно то же самое, как если бы герой шел по направлению к самому себе уже сидящему». Я отвечал: «Великолепно! Именно так и есть. Он именно идет к себе уже сидящему там»...Я не люблю реализма.Реализм — это такое успокаивающее в250;дение, которое стремится упорядочить реальность, обустроить ее так, чтоб она стала более приемлемой. А на самом-то деле мы живем нереалистично, и я каждую секунду раздваиваюсь. Реальность странна и беспокойна. Вы придаете словам «реальность» и «реализм» один и тот же смысл, а я их противопоставляю. Да, я могу сказать, что, может быть, в «Бессмертной» многовато реализма. Но также есть большие куски реального, которые интересны».

Теги: драма